Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Радужный, 1 квартал, д.55
Адрес здания администрации
radugn@avo.ru
Электронная почта

Читательская грамотность – фундамент функциональной грамотности

02.12.2022
Читательская грамотность – фундамент функциональной грамотности

С каждым годом информации становится все больше и больше, поэтому сейчас главная задача школы — научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося начальных классов была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются в том числе такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности, о которой мы продолжаем разговор.

О важной части функциональной грамотности — читательской  грамотности рассказывает учитель русского языка и литературы школы №1 Светлана Александровна Блохина.

«Читательская грамотность — способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач.

В международных исследованиях качества образования PISA читательская грамотность - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста. В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения. Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например:

1. умение найти и извлечь информацию из текста;

2. умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;

3. умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных;

4. умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.

При переходе из начальной школы в основную, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения. Это значит, что учащиеся должны владеть осознанным, осмысленным чтением. И должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач. Дети должны читать не только на уроках русского языка и литературы. Каждый предмет имеет книгу.

На уроках русского языка текст изучается как лингвистический объект и как результат речевой деятельности (признаки и категории текста, его структура, типы и виды, правила создания текста с учетом конкретных экстралингвистических факторов и понимания его смысла не только на поверхностном, но и на глубинном уровне).

В курсе литературы текст рассматривается как некая художественная действительность, историческая и культурная реальность, которая представлена в нем системой словесных художественных образов.

Интегративная цель освоения учебных предметов «Русский язык» и «Литература» заключается в формировании филологической культуры школьников, ориентации обучения на понимание, интерпретацию «чужого» текста в широком культурном контексте и создание собственного текста с учетом всех прагматических и социокультурных факторов его употребления.

Примеры заданий, способствующие формированию читательской грамотности.

Задание для 5-6 классов

Прочитайте текст и выполните задания:

Папа спросил Рому, как он понимает народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Рома ответил: «Это, очевидно! Чем больше семян посеешь, тем богаче будет урожай». Папа предложил Роме доказать свою точку зрения. Для этого на даче они вместе вскопали три грядки одинакового размера. На первой Рома посеял 20 семян огурцов, на второй 100 и на третьей 1000. Рома в течение всего лета тщательно ухаживал за всеми тремя грядками: убирал сорняки, поливал, удобрял. В конце августа с первой грядки Рома с папой собрали 10 кг огурцов со второй 20 кг, а с третьей 8 кг.

1. Найди в тексте гипотезу эксперимента Ромы и способ ее проверки. Подтвердилась ли гипотеза Ромы в результате эксперимента? Запиши свои рассуждения, используя прилагательные в сравнительной степени сравнения.

2. Что на самом деле означает народная мудрость? Объясни смысл и приведи пример, иллюстрирующий его. Напиши ответ в форме рассуждения.

Задание для 6-7 классов

Представьте, что вы, находясь на экскурсии в Санкт-Петербурге, отправляете своему другу (подруге) по электронной почте письмо с фотографией одного из мостов этого города, удивившего вас.

Напишите текст этого письма, кратко опишите свои впечатления, обратив внимания читающего на особенно поразившие вас элементы моста.

Используйте имена существительные со значением «размер», «материал»; качественные и относительные имена прилагательные, местоимения, имена числительные.

Задание высокого уровня сложности: Отличается ли электронные письма от традиционных? Чем? Выделите позиции для оценивания данного задания, продумайте и запишите критерии.

Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность — это основа  функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь: определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом. Во-вторых, позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.

А чтобы ребятам было легче научиться читать и работать с текстом, чтобы у них вошел этот навык в привычку и не вызывал трудностей, конечно необходимо, чтобы читали взрослые. Ведь чем больше мы читаем, тем легче становится работать с информацией, тем «богаче» мы становимся.»




            			

                            

Автор:  Управление образования.




			        		
					Дата создания:  2 декабря 2022             	
Дата изменения:  2 декабря 2022
Голосование по оценке населением эффективности деятельности руководителей ОМС
Госуслуги
Федеральная налоговая служба
Планировка территории