Принятый в середине прошлого года Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) отменяет обязанность природопользователей по расчету и внесению платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ от передвижных источников в атмосферный воздух, однако вступление в силу отдельных положений указанного документа отложено. Так нужно ли в текущем году вносить плату за выбросы от передвижных источников или от этой обязанности мы будем избавлены только с 1 января 2016 года? Давайте попробуем разобраться.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014) негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) является платным. Пунктом 2 данной статьи установлены виды НВОС, за которые взимается плата, а именно:
• выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
• сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
• загрязнение недр, почв;
• размещение отходов производства и потребления;
• загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
• иные виды НВОС.
Обязанность исчисления платы за НВОС в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух была закреплена также в ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон № 96-ФЗ):
Извлечение из Федерального закона № 96-ФЗ(в редакции, которая утратила силу с 01.01.2015)
Статья 28. Плата за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него
за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исполняя указанные нормы, природопользователи вносили плату за НВОС в части выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, как от стационарных, так и от передвижных источников. При этом отмечался тот факт, что при инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов учитывались выбросы от передвижных источников (автомобильные стоянки, гаражи, проезд транспорта по территории предприятия, строительная техника и т.п.). Кроме того, в судебной практике из-за отсутствия до 01.01.2015 законодательно установленных понятий стационарного и передвижного источников выбросов встречались факты признания самоходной строительной техники (краны на автомобильном или гусеничном ходу, бульдозеры и т.п.) стационарными источниками выбросов. Указанные обстоятельства привели к тому, что природопользователи вносили плату за одни и те же выбросы дважды: как за выбросы от стационарных источников и, как за выбросы от передвижных источников по фактическому расходу топлива.
Федеральный закон № 219-ФЗ внес свои коррективы в сложившуюся ситуацию. В частности, в измененной редакции ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ к видам НВОС, за которые будет взиматься плата, отнесены только выбросы от стационарных источников, но эта норма вступает в силу лишь с 01.01.2016:
До 1 января 2016 г. (п. 2 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ) |
С 1 января 2016 г. (п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ в новой редакции) |
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками […]; сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты […]; размещение отходов производства и потребления. |
Федеральным законом № 219-ФЗ также были внесены изменения и в Федеральный закон № 96-ФЗ. Так, в ст. 1 введены понятия стационарного и передвижного источников:
• стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;
• передвижной источник — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.
Интересующая же нас ст. 28 Федерального закона № 96-ФЗ в новой редакции, которая действует с 01.01.2015, выглядит следующим образом:
Извлечение из Федерального закона № 96-ФЗ
(в ред. от 21.07.2014)
Статья 28. Плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Получается, что Федеральный закон № 219-ФЗ вносит аналогичные изменения в разные федеральные законы — № 7-ФЗ и № 96-ФЗ, но данные изменения вступают в силу в разное время. В связи с этим, в апреле текущего года перед природопользователями возник вопрос о необходимости внесения платы за НВОС в части выбросов от передвижных источников: часть природопользователей за I квартал 2015 г. внесли плату за выбросы от передвижных источников, а некоторые посчитали, что положение, избавляющее их от этой обязанности, уже вступило в силу и, следовательно, платить за выбросы от транспорта не нужно.
Напомню, что приоритетность нормативно-правовых актов закреплена ст. 76 Конституции Российской Федерации. Так, ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. Однако отметим, что прецеденты признания иерархии федеральных нормативно-правовых актов имели место.
Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» изложена следующая правовая позиция: «Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях уже подчеркивал необходимость учета особенностей предмета регулирования тех или иных законодательных актов при разрешении возникающих между ними коллизий (Постановления от 27 марта 1996 года по делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и от 24 апреля 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним)».
Таким образом, в соответствии с выводами Конституционного суда Российской Федерации предметные законы имеют приоритет над общими.
Федеральный закон № 7-ФЗ затрагивает общие вопросы охраны окружающей среды, а вопросы охраны конкретных компонентов природной среды (В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ компоненты природной среды— это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле) регулируются следующими федеральными законами:
• Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
• Федеральный закон № 96-ФЗ;
• Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»;
• Водный кодекс Российской Федерации;
• Земельный кодекс Российской Федерации;
• Лесной кодекс Российской Федерации и др.
Несомненно, в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предметным является Федеральный закон № 96-ФЗ, а в части платы за НВОС к таковым можно отнести Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и Бюджетный кодекс Российской Федерации. Но в данных нормативно-правовых актах рассматривается плата за НВОС в целом без разделения НВОС на виды.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что с 01.01.2015 природопользователи имеют право не вносить плату за НВОС в части выбросов от передвижных источников, что также подтверждается письмом Минприроды России от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»:
Извлечение из письма Минприроды России от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»
[…] Со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 28 статья Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При этом необходимо отметить, что Росприроднадзор в настоящее время придерживается иной позиции и, отвечая на письменные запросы природопользователей, указывает на необходимость внесения платы за выбросы от передвижных источников в 2015 г.
Но следует учитывать, что письма государственных органов не являются нормативно-правовыми актами. (В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 11.12.2014), издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.) В тоже время необходимо отметить, что Росприроднадзор как администратор платы за НВОС заинтересован в наполняемости бюджета Российской Федерации, тогда как Минприроды России является нормотворческим органом, поэтому именно разъяснения Министерства в рассматриваемой ситуации будут более весомыми.
Автор: Ведущий инженер-эколог МКУ «ГКМХ» А. Белова.