Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Леворукий ребёнок

Проблема адаптации ребенка к жизни всегда волнует педагогов и родителей.  В целях ознакомления  с современными представлениями о психологических и психофизиологических закономерностях развития леворуких детей, совершенствования механизма психолого-педагогического сопровождения, необходимого для их успешной адаптации в образовательных учреждениях  28 января 2015 года был проведен семинар для педагогов, посвященный данной проблеме. В нашем городе около 8% детей, использующих левую руку в качестве ведущей. Причиной леворукости является доминирование правого полушария головного мозга.  Переучивать леворуких детей нельзя и даже бесполезно. Поскольку невозможно перестроить работу головного мозга, отвечающего за движения. Более того, при переучивании у левшей могут наблюдаться различные нарушения и невротические реакции.
Обучение леворуких детей должно быть организованно с учетом их особенностей.


Представляем вам рекомендации по обучению «левшей», представленные Дюковой Татьяной Ивановной, директором МБОУ «Начальная школа»:

 Обратите внимание на развитие содружественного действия обоих рук, зрительных и слухомоторных координаций, пространственных представлений (кинезиологическая гимнастика, плавание, музыкальные инструменты, лепка).


  В школе  левша должен сидеть у окна, а адаптированный ребенок может сидеть на любом ряду на 1 варианте.


  Свет   должен падать справа.

Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. При этом способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка. (М. М. Безруких, М.Г. Князева, 1994).


Необходимо фиксировать место начала строчки.

Категорически противопоказано безотрывное письмо.

Левшам трудно координировать одновременное передвижение руки вдоль строки и сложную траекторию движений при выполнении каждой буквы при безотрывном письме.  Ребенок вынужден либо сильно изменить позу при письме (буквально лечь, выдвинув сильно вперед плечо), либо держать ручку почти перпендикулярно строке, что возможно только при инвертированном ее положении, что вызывает очень сильное мышечное напряжение у ребенка, в результате получаются жуткие детские каракули, а к ним в придачу мышечный зажим (результат безотрывного письма) и, как следствие, дикую ненависть к предметам, где приходится писать. Отрывное письмо является физиологичным. При отрывном письме равномерно меняются фазы напряжения и расслабления мышц руки, что даёт своевременный отдых и прилив к пальцам нового потока крови, обогащённой кислородом.

Не требовать первоклассного письма.

Часто у леворуких неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, возможен феномен зеркального письма, что связано с нарушениями пространственного восприятия или зеркальным восприятием. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения от 1985 года, где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей.

Любые действия осознанно и пошагово раскладывать на элементы.

Особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его «по полочкам», на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала. (Ю. В. Микадзе, Н.К. Корсакова, 1994).

 Не требовать быстрого выполнения письменных заданий.

Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. Различие в механизмах зрительно-моторной координации у левшей и правшей проявляется, прежде всего, в различной длительности этих микропауз. У левшей микропаузы дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.

У леворуких могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте (требуется быстрая и четкая микроориентировка). Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок).

При чтении левша нередко теряет строку и делает попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или и середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную руку, если это оказывается неэффективно, то следует закрыть текст и открывать только читаемый слог.

Повышенная эмоциональность левшей является фактором, существенно осложняющим адаптацию к школе. Поэтому первоклассник - левша требует пристального внимания со стороны учителей, родителей и школьных психологов.

Левши и правши. Ассиметрия головного мозга>>>