Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

До перехода на цифровое TV-вещание осталось дней


Об итогах муниципального конкурса педагогических эссе в 2018/19 учебном году

Об итогах муниципального конкурса педагогических эссе в 2018/19 учебном году

22.02.2019

Образование

В 2018/19 учебном году впервые был проведен муниципальный конкурс педагогических эссе. Тематическое направление конкурса – на пути к новому образованию. Конкурс проводился в целях обобщения представлений педагогов о тенденциях модернизации образования.

На конкурс было представлено 19 работ педагогических работников детских садов, средних школ города и центра внешкольной работы «Лад».

Все работы содержали авторскую позицию, имели логичный и связный характер, педагогами был продемонстрирован широкий словарный запас, умение пользоваться выразительными средствами языка, приводить аргументы в подтверждение доказательств. Жюри отметило актуальность проблем, затронутых в работах. По результатам оценки, в соответствии с положением о конкурсе были выделены 2 работы – победителя:

Раджабовой Елизаветы Витальевны, учителя дефектолога детского сада №5

Минеевой Валентины Михайловны, воспитателя детского сада №6.

Эти работы будут направлены на региональный конкурс педагогических эссе «На пути к новому образованию».

Сочинение-эссе Кукушкина Игоря Германовича, учителя технологии средней школы №2, жюри конкурса единогласно отметило как работу с особой авторской позицией.

В ближайших номерах газеты «Радуга – информ» будут напечатаны лучшие работы.


7 СЕКРЕТОВ СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ

Раджабова Елизавета Витальевна,

учитель-дефектолог МБДОУ ЦРР –д/с № 5

Я уверена, что на просторах Интернета Вы не раз встречали интересные подборки, разные мудрые мысли и хитрости по оптимизации всего - чего угодно, так называемые «лайфхаки». Их множество. Часть  составлена специалистами, другая часть – просто увлечёнными  людьми. Одни оставляют нас равнодушными,  другие удивляют, есть и такие, которые заставляют призадуматься. Один такой «лайфхак» привлёк моё внимание: 

«7 «СЕКРЕТОВ»  ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ  СДЕЛАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ РАДОСТНЕЕ, СЧАСТЛИВЕЕ, ДЛИНЕЕ». Согласитесь – заманчивое название. Мимо точно не пройдёшь.  Вот я и решила изучить «секреты» счастливой жизни  и проанализировать,  чего же мне не хватает, чтобы она стала лучше.

Секрет  № 1.  Улыбки.  С помощью улыбки можно изменить своё настроение, гормональный баланс, артериальное давление, повысить устойчивость к стрессу.

Вот как интересно. А в моей жизни с улыбками как раз всё в порядке. Улыбаюсь я почти целый день, двенадцать месяцев в году. Работа у меня такая - улыбчивая. Я  педагог, учитель - дефектолог. Каждый день двенадцать замечательных ребят дарят мне свои искренние эмоции и чувства, на которые просто нельзя не отвечать улыбкой. А у этих замечательных ребят - не менее замечательные родители, для которых моя улыбка – это своего рода индикатор, что всё в порядке. Так что улыбка – это мой профессиональный инструмент.

Секрет № 2. Объятия. Обнимайтесь не менее 8 раз в день. Ученые доказали, что при тактильных прикосновениях к человеку в его организме стимулируется деятельность центральной нервной системы, повышается иммунитет, повышается уровень гемоглобина в крови, гипоталамус головного мозга выбрасывает в кровь свой гормон – окситоцин, что приводит к появлению хорошего самочувствия и положительного отношения к миру.

Мы с ребятами ежедневную норму объятий точно перевыполняем!  Мои воспитанники – особые. Тактильный контакт для них важен куда более, чем вербальный. Поэтому «обнимашки» для нас – это не только утренний и вечерний ритуал при встрече и расставании, это способ показать друг другу участие, поддержать в трудную минутку.

Секрет № 3.  Движение. Больше двигайтесь. Движение дарит нам энергию здоровья, упорство, силу духа, мудрость, красоту.

Вот с этим я согласна на все 100%. Уже на протяжении трех лет я внедряю в образовательный процесс с детьми моей группы компенсирующей направленности методы двигательной коррекции. Специально подобранные двигательные коррекционные комплексы плотно вошли в нашу жизнь и пронизывают все наши режимные моменты. 

Да и в целом, мои ребята – непоседы. Они не сидят на месте, заставляя и нас, педагогов, жить с ними в одном ритме. Так что гиподинамия нам не грозит!

Секрет № 4. Общение. Больше общайтесь с разными категориями людей. Общение  – это важнейшая составляющая нашего здоровья, это то, что формирует нас и делает нас счастливыми. Психологи доказали, что общение – это мощный ресурс здоровья и долголетия.

Мне повезло. Мой ресурс общения – это мои воспитанники. Несмотря на то, что они малы, они очень мудрые. У каждого из них своя «жизненная философия», своя стратегия. В процессе общения я учусь у них искренности, непосредственности и позитиву.  

Мне повезло вдвойне. Я  работаю в огромном коллективе. У меня около ста коллег. Ежедневно мы встречаемся в детском саду, обсуждаем разные вопросы, делимся друг с другом информацией, сопереживаем, учимся друг у друга.  В таких условиях просто невозможно испытать дефицит общения и всегда можно рассчитывать на поддержу, понимание и помощь окружающих.

Секрет № 5. Разносторонность деятельности.  Нейрофизиологи доказали,  что привычные однообразные действия ослабляют способности мозга. Для продуктивной работы ему нужны новые впечатления, новые задачи, новая информация, одним словом, перемены.

Мою работу точно нельзя назвать рутинной. В течение дня мы с ребятами играем, читаем, рисуем, двигаемся, занимаемся. Их фантазии и неугомонности нет предела: мы строим инопланетные корабли, замки, дома; превращаемся в мореплавателей, космонавтов, водителей; осваиваем разноплановые техники продуктивной деятельности, конструируем из разных видов конструктора. Скучно нам не бывает!

Секрет № 6. Постоянное развитие.  Активная мозговая деятельность стимулирует образование  новых нейронных связей, стимулирует обновление мозговых клеток.  Поддержание здорового мозга и синапсов (связей в мозгу)  за счёт дозированной познавательной нагрузки активизирует потенциал организма и  продлевает  жизнь.

Постоянное развитие – это точно про нас, про педагогов.  Невозможно развивать других - не развиваясь самому.

Современный темп общественного, научного, социального развития ставит нас, педагогов, в условия «острого  педагогического голода».

Мы находимся в вечном поиске новых эффективных форм, методов, технологий, которые позволяют нам работать в соответствии с современными требованиями ФГОС.  Одним из векторов моего развития в последнее время стала наука – нейропсихология. Нейропсихологический подход совершил переворот в моём профессиональном сознании. На протяжении трех лет я активно меняю методы реализуемой мной коррекционной работы и получаю устойчивые положительные результаты.

Секрет № 7. Позитив. Окружите себя позитивом. Положительный эмоциональный фон и то состояние,  в котором человек находится большую часть времени, очень важны для того, чтобы организм оставался здоровым. Иммунная система может противостоять большинству болезней, если человек весёлый и живёт полной грудью. При этом снижается давление, меньше сердечных заболеваний, лучший контроль веса и хороший уровень сахара в крови.

Мои воспитанники заражают меня позитивом и оптимизмом. Находясь рядом с ними, просто невозможно грустить. Они  смотрят в будущее с надеждой, потому что верят, что у них хватит навыков и возможностей для решения сложных задач. Общение с ребятами даёт мне положительные эмоции, в играх и на занятиях ребята дарят мне свое внимание, их лица выражают доверие и интерес. Их желание взаимодействовать со мной заряжает меня положительной энергией. А положительные результаты,  которых мы добиваемся вместе – вдохновляют меня и подкрепляют желание работать.  Бывают и маленькие неудачи. Но мы научились  преодолевать их вместе.

Что же это получается?  Выходит, что пока я изучала  «секреты» счастливой и радостной жизни», я поняла, что благодаря своей профессии, я ими уже обладаю! И   на самом деле  я уже счастлива, потому что в моей жизни есть мои воспитанники  и они дарят мне радость!

И кстати, я придумала свой  «лайфхак»: «ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ТВОЯ ЖИЗНЬ БЫЛА СЧАСТЛИВОЙ И РАДОСТНОЙ, - ИДИ РАБОТАТЬ В ДЕТСКИЙ САД»!



МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Кукушкин Игорь Германович,

учитель технологии МБОУ СОШ №2

Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает,

 а тот, кто помогает тебе стать самим собой
Михаил Аркадьевич Светлов

Нам в очередной раз выпало жить во время смятений и борьбы. Именно смятения и порождают борьбу, а что же порождает смятение? Из множества ответов, даваемых множеством уважаемых и менее уважаемых мною людей, мне наиболее близок следующий: «У нас нет национальной идеи». Лозунгов, программ множество, а вот идеи, на основе которой мы можем сплотиться и перейти это «смутное время», - нет.

Лично я убежден, что единственной такой идеей должно стать образование и воспитание наших детей. Надо только вернуться к исконному пониманию великого смысла, вложенного в эти слова! Воспитание - питание души для ее восхождения, роста, расцвета. Образование-придание человеку образа.

Чем питать? Какой образ придавать? Вот ключевые вопросы нашего времени!

Питание души... Для меня, человека верующего, ответить на этот вопрос просто.

И как учитель в светской школе, я понимаю, что христианские истины универсальны для любого человека и любого общества. Это не фастфуд, не модные гастрономические изыски, не изнуряющие экзотические диеты. Питание души, особенно когда она растет, должно быть простым, чистым, полезным и свежим. Базовые «продукты» для роста: любовь, честь, вера, ответственность, сострадание, отвага, жизненная энергия, интерес и стойкость.

Воспитание -это краеугольный камень формирования Человека. Чем напитаем, то и получим.

Если не будет прочного фундамента воспитанной души, как устоит построенный нами Образ с многочисленными этажами знаний, умений и навыков?

И вот тут я подхожу к моему пониманию образования. Используя ту же метафору дома, с уверенностью скажу: фундамент и надстройки должны соответствовать друг другу.

Я занимаюсь с мальчишками, будущими мужчинами, отсюда, возможно и выбор «продуктов» для питания души.

Нашему времени как никогда нужны настоящие мужчины. А какими они должны быть, все трактуют по-разному: крутыми, жесткими, энергичными, пробивными, успешными...или мягкими, спокойными, любящими, понимающими... В информационном поле, окружающем будущего мужчину, гуляют толпы «образцов» разной нравственной пробы.

Что же делать? Надо показать ему образец рядом с ним, в реальной жизни. Отец, брат, тренер, учитель.

Но мало нас, учителей-мужчин, очень мало! И потому на нас лежит огромная ответственность. Как будет воспитывать отец- мы не можем радикально на это влиять. А мы, учителя, ДОЛГ имеем, мы обязаны вложить в фундамент ОБРАЗА будущего мужчины прочные и надежные камни.

На мой взгляд, мужчина -это, в первую очередь, ответственность за тех, кто с ним рядом, за свой дом, свое дело. И тот самый пресловутый ГВОЗДЬ в стену он по-любому должен суметь забить. И не только для хознужд, а для того, чтобы те люди, за которых он отвечает, знали, что он может это и еще много нужных и полезных дел.

Классическая шутка про трудовиков и табуретку на самом деле показатель того, как надо учить ребят трудовым навыкам,чтобы их руки росли из нужного места. Тогда их будут уважать близкие, они сами будут уважать себя. А уважающий себя человек, мужчина, способен сам выбирать, как ему поступить, что сделать. А это начало становления ОБРАЗА.

Этот образ обогатится знаниями, чувствами, умениями уже на других уроках школы и жизни, но осознать себя в мужском деле-очень важно.

Не знаю, так ли актуальны сейчас табуретки, но есть множество вещей, которым можно и нужно научить мальчишку. И, главное, надо сделать это так, чтобы он понимал: это нужно, важно и даже «прикольно».

Это о том, чему учить. Важно еще, КАК учить. Завоевать интерес и уважение современного подростка, если ты не Железный Человек, очень сложно. Как пройти по этой тонкой проволоке между панибратством и доверием, строгостью и уважением?  «Я не волшебник, я только учусь». Знаю точно только одно: нужно быть искренним, дети чувствуют фальшь мгновенно... И тогда уже не ждите доверия.

Для меня моя работа -это опасное и захватывающее путешествие, в котором мне помогает тот мальчик, которым я сам был много лет назад. Он говорит мне: «Давай, старик! Покажем им класс!» Я усмехаюсь его отваге и уверенности в себе. И все же подмигиваю и говорю: «А давай! Я вот тут такую штучку нашел интересную, как думаешь, пацанам понравится?».

Я хочу, чтобы им понравилось, чтобы они захотели УМЕТЬ. Ведь «ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - все, что может сделать учитель, это указать дорожки» (Олдингтон Р.)

 

   МОИ ОТКРОВЕНИЯ О ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ…

Минеева Валентина Михайловна,

воспитатель МБДОУ ЦРР-Д/С №6

Здравствуй, мама! Как давно я не брала  ручку, чтобы написать тебе письмо… Да, мир не стоит на месте,  коммуникативных средств общения становится всё больше и больше! Но иногда так хочется человеческих, душевных строк из «письма от руки», где вчитываешься, вглядываешься в каждую строчку, букву… Например, с каким нажимом или  наклоном они  написаны. Где-то, возможно, останется на бумаге след от слезинки. Перечитываешь строки по нескольку раз…  И ты понимаешь, что бумага способна передавать чувства!..  С огромной благодарностью я только сегодня понимаю твою настойчивость и упрямство при моём  обучении в школе,  вспоминаю, как именно ты подсказывала, что надо  исправить, направляла в нужное русло, если меня «уносило в сторону»  во время учёбы, как своим примером  самоотверженного и ежедневного  труда показывала  мне, что человек с педагогическим образованием – это Человек с большой буквы!..

Работать  в сельской  школе завучем, учителем литературы и русского языка, да  ещё  и классным  руководителем  одновременно - это самоотверженный труд! Сколько было проверено  тобой тетрадей, составлено конспектов, выделено карандашом в книге что - то самое важное, что потом должно прозвучать  на уроке,  много-много закладок… И всюду царил школьный   дух…  Помню, ты уложишь  всех спать (а нас у тебя четверо) и садишься «за уроки». У тебя всегда на столе куча, нет, просто огромная куча конспектов, тетрадей  несколько стопок, книг, журналов… Каждый вечер ты проговаривала свои уроки, прописывала материал, который будешь объяснять завтра, закреплять с детьми… Если  что – то важное, то  оно у тебя выделено красной или зелёной ручкой. Фломастеров-выделителей не было. Я всегда размышляла, зачем ты каждый учебный год на один и тот же материал пишешь очередной конспект… А ты отвечала: «Материал-то один, а дети – другие!» Ах, да, вспомнила, у тебя была копировальная бумага. Копируй любые контрольные, проверочные, самостоятельные, чтобы по нескольку раз не писать. Сейчас всё  это  кажется  таким  забавным.

Мама, а какие классные огоньки ты проводила и проводишь, тем самым сближая и родителей, и детей, и учителей! Я всегда радовалась за старшего брата, что ты у него была «класснухой». Но себе я того же  не желала. Это же надо было учиться с двойной силой, чтоб «не подвести» тебя! По твоим рассказам, ты нас, маленьких, очень часто брала на школьные мероприятия, огоньки (телевизор был роскошью, сидеть с нами было некому). Так вот на одной из таких «вечеринок» я заснула. Наверно, мне снились добрые сны, пока ученики пели, танцевали, участвовали в конкурсах… Как горели глаза у всех детей! Помню,  к нам домой приходили родители, чтоб посоветоваться с тобой, какой новогодний костюм сшить ребёнку. Ведь все дети из твоего класса были костюмированы!  Эх, только фото и осталось с таких праздников. И частенько достаются они, когда проходят встречи выпускников… Или очень часто тебя приходили поздравлять с днём рождения или 8 Марта. Значит, уважали и уважают до сих пор!

Мама, расскажу тебе случай (сейчас уже можно): проводился тобой составленный конкурс по творчеству А.С. Пушкина в среднем звене. От нашего шестого класса тоже была команда, где я капитан. Признаюсь, все ответы я подсмотрела у тебя в тетрадке «Конкурсы». Да, мы тогда выиграли. Это было один раз. Сейчас я вряд ли бы  это сделала. В то время очень  хотелось  выиграть.  Но мне стыдно  до сих пор.

Я педагог в  третьем поколении. И, видимо, вся твоя  жизнь  «отразилась» на мне...  Сегодня  я укладываю свою «бригаду» спать (а у меня их четыре сына) и сажусь «за уроки». Я – воспитатель в детском  саду! Ты мне рассказывала, что я всегда говорила в детстве: «Вот  стану воспитателем, посажу всех детей на стульчики в ряд, если  они  не будут слушаться. Или поставлю в угол». Видимо, в саду я  была «частой гостьей» углов и чуланов... Нет, в нашем саду нет углов, мы не наказываем детей, а даём им возможность поразмышлять: «Почему ты так поступил? Кто виноват в случившемся? Что надо исправить, чтобы не  ошибиться  снова?» Мы пишем планы, конспекты, у нас также есть «куча» тетрадей для рассказов и по развитию речи, альбомов, книг, педагогических журналов… Конечно, с технической точки зрения, по моему мнению, я в выигрыше, чем ты тридцать лет назад: у меня есть принтер (а не копировка, хотя она тоже есть, чтоб дети знали, для чего нужна), проектор, ноутбук, где в пару кликов могу детям  показать, как растёт, допустим, орех кешью. А ты, наверно, и не знаешь, как он растёт?   Ведь  это  так здорово познавать мир вместе с  детьми!

Мамочка, расскажу тебе по секрету, что до сих пор на зарядке выполняю все движения вместе с детьми. А что? В здоровом теле-здоровый дух! Мои ребята просто  обожают, когда я играю с ними в парикмахерскую. Да, сажусь у зеркала, и они  мне делают причёски. Или вдруг у меня заболела рука, сразу создаётся бригада скорой помощи, и  она  мне  оказывает первую помощь.  Да, мы играем. Словно не им по шесть лет, а мне - шесть лет! Я стараюсь привить  детям  разные навыки  и умения, дать знания через игру. Воспитываю их, беря с тебя пример: ежедневная подготовка к  занятиям, проигрывание ситуации, создание  нужных пособий…  Спасибо тебе  за ненавязчивую учёбу! Конечно, с родителями в саду вижусь чаще, чем ты в школе. Да и в нашей сегодняшней жизни для общения есть и социальные сети, и компьютеры, и мобильные телефоны… Но всё  же  «письмо от руки» они  не  заменят. У нас тоже есть свои «огоньки» - тематические утренники, где ребятки также развиваются, общаются, трудятся, играют… Сколько танцев они уже знают. А какие интересные представления  мы придумываем с музыкальным руководителем на праздники. Родители наши –творцы: такие костюмы придумывают на новогодние утренники. А как эмоционально и  выразительно дети  рассказывают стихи. И если вдруг кому-то не хватит пары в танце или неожиданно  бант развяжется, наши ребятки не растеряются. Они всегда найдут выход  из ситуации  или  попросят помощи.

Мама, а что поменялось-то за тридцать лет? Мы также пишем, пишем, пишем… Сломается компьютер, принтер, и мы пишем. Вдруг отключат свет, и мы займёмся поиском информации об  орехе кешью в книгах, журналах. Те же три составляющих любого образовательного процесса: педагог-ребёнок-родитель (это не мной придумано), мы в одной цепочке. Мы помогаем ребёнку жить в современном мире, и если «мир» придумал технику, то  вместе с детьми её изучаем, направляем их знания в нужное русло.

Как-то слышала не очень приятную фразу, что современные дети рождаются с USB-разъёмом. Зависимость от телефонов, планшетов, компьютеров не остановить. А не надо останавливать! У нас в детском саду много техники, которая помогает проводить образовательный процесс качественно  и на высоком  уровне. А детям только остаётся объяснить, для чего это нужно, и  показать, как пользоваться. Дети с интересом наблюдают, как работает ламинатор или проектор, тогда начинается театр теней, и им уже не до мультфильмов в Интернете…

Мама, пишу это письмо, а в голове почему-то крутится  одна лишь фраза: «Есть только миг между прошлым и будущим…» Интересно, мои дети будут писать мне письмо от руки?..

Мама, я просто люблю тебя и говорю  тебе: до свидания.

Твоя дочь Валентина. Январь 2019 год.

 

 

 


 


Автор:  Управление образования.

Дата создания: 22.02.2019 09:21:47
Дата изменения: 22.02.2019 09:21:47

Возврат к списку