В Москве, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 24 октября состоялась Всероссийская конференция «Модели социальной инклюзии в сфере дополнительного и неформального образования».
В центре внимания Конференции - освещение потенциала дополнительного и неформального образования в решении задач социальной инклюзии в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Тема инклюзии в нашей стране в настоящее время обращает на себя все большее внимание. Социальная инклюзия - инновационная деятельность, направленная на позитивную социализацию детей с особыми образовательными потребностями, особенностями развития (физического, ментального, личностного), детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детей из семей мигрантов и переселенцев, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей с девиантным поведением и осужденных за правонарушения). Социальная инклюзия направлена на ликвидацию социальной изоляции, которая является следствием негативного отношения к разнообразию с точки зрения национальности, социального положения, этнического происхождения, физических возможностей, ментальных способностей, поведения.
В рамках Конференции прошло обсуждение большого круга вопросов: интеграционные процессы в обеспечении и реализации потребностей уязвимых категорий детей в личностном становлении и развитии; педагогические инновации в развитии содержания, форматов организации и технологического обеспечения социальной инклюзии в сфере дополнительного и неформального образования; условия эффективного управления в процессе апробации моделей социальной инклюзии.
В программу Конференции были включены различные мероприятия: дискуссионные сессии, работа выездных площадок конференции на базе организаций дополнительного образования г.Москвы, выступления ведущих ученых в сфере воспитания и социализации детей, выступления представителей регионов, экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС с обобщением опыта лучших практик дополнительного и неформального образования в решении задач социальной инклюзии.
К участию в Конференции были приглашены: директор ФИРО РАНХиСХ М.В. Дулинов; советник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Н.В. Кожина; главный научный сотрудник ФГБНУ «Института изучения детства, семьи и воспитания, РАО» к.п.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ М.Ю. Рожков; профессор ФГБОУ «Московского педагогического государственного университета» И.В. Ефтушенко; зам. директора НИЦ социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС И.Л. Соловьёва; ведущий научный сотрудник НИЦ ФИРО РАНХиГС И.Н. Попова, руководители образовательных учреждений всех видов и типов независимо от ведомственной подчиненности, структуры федерального, регионального и муниципального подчинения, общественные и некоммерческие организации, преподаватели, психологи, социальные педагоги общеобразовательных учреждений, педагоги учреждений дополнительного образования, преподаватели начальных, средних профессиональных образовательных учреждений, методисты и специалисты институтов развития образования в регионах индивидуально и в составе научных коллективов.
Поразила широта географии участников: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Республика Башкортостан, Новокузнецк, Ярославль и т.д. От Владимирской области были приглашены специалисты Центров внешкольной работы из Коврова, Мурома и Радужного.
Заместитель директора МБОУ ДО ЦВР «Лад» по учебно - воспитательной работе И.А. Иванова представила опыт инновационных площадок на базе ЦВР «Лад» 2009 – 2019 г. по проблеме индивидуализации и психолого - педагогического сопровождения развития детей в условиях дополнительного образования. Зам. директора по учебно-воспитательной работе А.П. Ивлева приняла активное участие в работе секционной части конференции по обсуждению опыта лучших практик дополнительного и неформального образования в решении задач социальной инклюзии. С конференции шла прямая трансляция в интернет, где было подключено более 5000 участников.
По итогам конференции принята резолюция, определяющая векторы развития инклюзивного образования в России.
Включающее образование – это первый шаг на пути достижения конечной цели – создания общества, которое позволит детям, независимо от этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений полноценно участвовать в жизни общества и вносить в неё свой вклад.
Фото предоставлено автором.
Автор: И.А. Иванова, зам. директора по УВР.