Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Радужный, 1 квартал, д.55
Адрес здания администрации
radugn@avo.ru
Электронная почта

Формирование функциональной грамотности на уроках предметов естественно – научного цикла

29.11.2022
Формирование функциональной грамотности на уроках предметов естественно – научного цикла

Мы продолжаем разговор о функциональной грамотности школьников, качественно новом направлении современного образования, которое призвано расширить границы современных знаний. Шаг к практической составляющей образования даст молодому поколению возможность максимально быстро адаптироваться в окружающей среде и благополучно функционировать в ней, используя полученные знания и умения.

Еще одним компонентом функциональной грамотности, наряду с математической, является естественно-научная. Об этом виде грамотности рассказывает учитель биологии второй школы Жанна Александровна Пестова.

«Естественно-научная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

На предметах естественнонаучного цикла ребёнок должен не просто получить определённый запас знаний об окружающем его мире. Он должен понимать основные особенности научного исследования, научиться описывать и объяснять природные явления с целью понимания происходящих вокруг процессов и сохранения своего здоровья, использовать имеющиеся знания в своей деятельности и делать прогнозы, уметь анализировать информацию и делать соответствующие выводы.

Формирование данных умений и видов деятельности осуществляется за счет использования на уроках заданий с реальными жизненными ситуациями/проблемами, выходящими за рамки одного предмета, и разного уровня сложности. Для развития естественнонаучной грамотности в план урока включаются задания не только на развитие общеучебных умений и навыков, таких, как умение работать с текстом, трансформировать информацию из одной формы в другую, а также задания на умение решать прикладные задачи как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, умение проводить исследование, высказывать предположения, гипотезы.

Учащиеся постепенно учатся находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в разных источниках информации и различном контексте, объяснять и описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний, распознавать и исследовать местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте,  интерпретировать, оценивать, делать выводы и строить прогнозы о разного рода проблемах в рамках межпредметного содержания. Все выпускники школы должны научиться объяснять свою гражданскую позицию в конкретных ситуациях в жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.

 Лучше объяснить на примере, что же это за задания:

№ 1. На уроке биологии шестиклассники задумали экспериментальным путем выяснить зависимость прорастания семян от температуры. Для проведения этого эксперимента школьники выбрали семена редиса, которые разделили на три группы. Первая часть семян была завернута во влажную марлю и оставлена при комнатной температуре (18 – 20 градусов). Вторую часть семян также завернули во влажную марлю и поместили в холодильник с температурой 3 – 6 градуса. Третью группу семян, завернутую во влажную марлю, поставили на горячую батарею. Через 2 недели учащиеся стали проверять результаты. Оказалось, что семена проросли при комнатной температуре и в холодильнике при низкой температуре, а семена, находящиеся при высокой температуре, не проросли. Школьники обнаружили лишь сухую марлю.

По результатам опыта шестиклассники сделали следующие выводы:

1.Наличие низкой температуры не влияет на прорастание семян.
2.Наличие тепла в 18-20 градусов благотворно сказывается на прорастании семян.
3.Высокие температуры негативно влияют на прорастание семян.
Отличительной особенностью задания является довольно большой текст, к которому могут быть заданы, например, такие вопросы: оцените достоверность выводов, сделанных учащимися с точки зрения научности. Можно ли им доверять? 
Ответ на эти вопросы кажется очевидным на первый взгляд, ведь ребята сделали выводы, соответствующие полученным результатам. Однако, чтобы узнать влияет ли температура на прорастание семян, необходимо наблюдение проводить ежедневно и определить, на какой день проросли семена и в каком случае. Вывод о негативном влиянии высокой температуры не может быть правомерен, т. к. все факторы опыта должны были быть идентичны, кроме температуры, а в третьем случае марля высохла, т. е. отсутствовала влага, что также могло повлиять на прорастание семян.

Или еще одно задание:

№ 2. В 1928 году британский учёный Александр Флеминг обнаружил первый настоящий антибиотик. Это стало одним из главных открытий XX века. Появление антибиотиков совершило революцию в лечении многих видов инфекционных заболеваний и помогло спасти бессчетное число людей. Хотя без антибиотиков порой невозможно обойтись, они не так уж безобидны. В некоторых случаях после их приёма приходится лечиться, иногда серьёзно. Чтобы предотвратить негативные последствия приема антибиотиков, часто вместе с антибиотиками врачи назначают пить ПРОБИОТИКИ. ПРОБИОТИКИ – это крошечные полезные организмы, которыми заселяют кишечник (лактобактерии, бифидумбактерии, молочнокислый стрептококк, дрожжевые грибки). Какой вред организму может нанести приём антибиотиков?

Таким образом, сформированность естественнонаучной грамотности выпускника школы — важный социально значимый результат образования. Это основа формирования научного мировоззрения личности, которая позволит найти применение своим знаниям в жизненных ситуациях и быть успешным и самостоятельным во взрослой жизни.»


            			

                            

Автор:  Управление образования.




			        		
					Дата создания:  29 ноября 2022             	
Дата изменения:  29 ноября 2022
Голосование по оценке населением эффективности деятельности руководителей ОМС
Госуслуги
Федеральная налоговая служба
Планировка территории