80 лет назад, 27 января 1944 года, закончился один из самых трагических эпизодов Великой Отечественной войны, была полностью снята блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня. Большой вклад в победоносный исход внесли правоохранительные органы.
Накануне блокады в Ленинграде работало 36 отделений милиции с общей численностью 13 508 человек, а уже к декабрю 1941 года из-за призыва на фронт и гибели сотрудников, это количество снизилось до 5 600, среди них было много женщин. Таким образом, оставшиеся на своих постах в Ленинграде работники милиции несли двойную и тройную нагрузку, работая в исключительно напряженной обстановке.
Говоря о деятельности милиции в этот период, следует отметить, что Руководство ленинградской милиции уже достаточно четко представляло себе перспективу ухудшения криминогенной ситуации и работа милиционеров была перестроена под специфику войны.
Только для охраны общественного порядка и безопасности граждан ежедневно выставлялось свыше 425 постов с тысячей сотрудников. В ночное время высылалось более 100 парных патрулей. Под охраной милиции были все вокзалы, Центральная телефонная станция, нефтебазы, призывные и эвакуационные пункты, стратегически важные заводы, мосты и более 800 действующих магазинов. Круглосуточно службу несли и участковые уполномоченные.
Правоохранительные органы во многом содействовали местным органам власти: тушили пожары, обеспечивали безопасность движения на продовольственной дороге Ленинграда – дороге жизни. Милицией проделана колоссальная работа по изъятию с улиц умерших от истощения, по обнаружению и извлечению трупов из квартир. Это было необходимо делать, потому что тела разлагались и создавали угрозу инфекций. Проводилось массовое захоронение в братских могилах на специально отведённых кладбищах.
Каждую весну одной из главных задач правоохранителей совместно с органами санитарного надзора являлось недопущение эпидемий. Следили за очисткой выгребных ям, колодцев.
С помощью жителей Ленинграда сотрудники полиции выявляли безнадзорных и беспризорных детей и принимали меры к их устройству. Расширялась сеть детских комнат милиции.
Выполняя оперативные и служебно-боевые задачи, милиция постоянно взаимодействовала с органами государственной безопасности, войсками НКВД и другими подразделениями УНКВД города. Милиционеры несли службу на постах КПП: проверяли всех въезжающих в город лиц, а также выезжающих из него. Работники милиции выявляли вражеских лазутчиков в процессе проведения операций по проверке документов в поездах и общественных местах, в жилых домах, при паспортизации населения, разоблачали диверсантов и шпионов, маскировавшихся под раненых, инвалидов и т.п.
Кроме того, имели место проявления антисоветской профашистской агитации, распространения клеветнических слухов, листовок и т.п. Сбрасываемые вражескими самолётами листовки немедленно собирались работниками милиции и уничтожались.
Помимо этого, сотрудникам милиции пришлось бороться с активно нарастающим количеством преступлений в экстремальных условиях. Мощный скачок увеличения числа правонарушений и преступлений зафиксирован с началом катастрофической нехватки продовольствия. В первую очередь это касалось краж сельхозпродукции с колхозных полей и частных хозяйств, хищений скота и птицы, взлома квартир (особенно в часы воздушной тревоги, жилья эвакуированных и фронтовиков) и бандитизма: участились ночные налёты и грабежи, расцвела спекуляция. В ноябре 1941 года по городу началась волна жутких убийств на почве голода, а в декабре появились факты каннибализма. В период блокады активно вели свою преступную деятельность валютчики, наблюдался рост преступлений, связанных с подделкой документов, фальшивых денег.
Стоит отметить, что милиционеры были такими же блокадниками, как и рядовые граждане, они переносили все те же тяготы войны, что и население города, но в то же время на них лежали двойные обязательства: они должны были не только выживать сами, но и способствовать формированию и соблюдению правопорядка. В этих экстремальных условиях правоохранительная система города действовала весьма успешно.
И вполне заслуженно и закономерно, что именно Ленинградская милиция первой в СССР 5 августа 1944 года была награждена орденом Боевого Красного Знамени.
Председатель общественного совета при
МО МВД России по ЗАТО г. Радужный Михаил Бунаев.