Сайт «Госуслуги» содержит почти всю информацию о зарегистрированных на нем пользователях: данные паспорта, СНИЛС, ИНН, поликлинику, к которой прикреплен человек, садик, школу, куда ходят его дети и иную информацию.
Это удобно – номера документов всегда под рукой, чтобы оплатить услуги в онлайн или записать к врачу, передать показания счетчиков и прочие услуги. Все, что нужно это доступ в интернет. Но теперь это и опасно, потому что до сервиса добрались мошенники. Рассказываем, как они получают доступ к чужому личному кабинету на «Госуслугах», и что делать, если это произошло.
Мошенники звонят жертве, и приветливый голос представляется сотрудником сайта «Госуслуги», называет свои фамилию, имя, отчество, говорит вежливо и доброжелательно, но настойчиво, и сообщает, что ваш личный кабинет атакуют мошенники.
Далее «лжесотрудник» вас уверяет, что обманщики якобы пытаются изменить номер телефона, который у вас привязан к сайту «Госуслуги», и им нужно срочно помешать. Собеседник обещает помочь прямо сейчас под его чутким руководством и просит назвать код восстановления доступа к сайту «Госуслуги», который тут же приходит на телефон.
Получив код, мошенники завладевают вашим личным кабинетом и всей информацией, которая там есть. Это позволит им, например, похитить
электронную цифровую подпись, оформить на ваше имя несколько симкарт, кредит или ИП.
Как избежать обмана.
У мошенников есть два сильных «оружия»: умение работать с технологиями и познания в психологии. Первое позволяет им получить как можно больше конфиденциальных данных о жертвах, звонить и присылать СМС с официальных номеров различных служб. Мошенники выкупают номера телефонов из баз данных сотовых операторов, создавая свои базы данных. Они используют различные программы взлома, фишинговые сайты, вирусы, — это позволяет им красть сохраненные в браузерах логины, пароли и другую информацию.
Знание психологии и умение убедить человека в том, что он — не жулик, заставляет людей терять бдительность, паниковать и сообщать всю
информацию о себе, лишь бы избежать проблем.
Чтобы не попасться на уловки телефонных мошенников, никогда не сообщайте никакие данные по телефону: номера карт, коды, кодовые слова и
пароли.
Если вы сомневаетесь в безопасности личного кабинета, сделайте следующее:
1. Положите трубку и сразу же попытайтесь войти в свой аккаунт.
2. Задайте более сложный и надежный пароль: используйте строчные и прописные буквы, цифры, специальные символы и ни в коем случае не
устанавливайте пароли из символов, идущих по порядку (например, qwerty или 654321), номеров телефона, даты рождения.
3. Не сохраняйте пароли в браузерах.
4. Установите двухфакторную аутентификацию на сайте, чтобы вы могли войти в личный кабинет только после ввода пароля и дополнительного кода, который придет по СМС.
Помните, представители сайта «Госуслуги» никогда не звонят по собственной инициативе!
Золотое правило разговора с мошенниками – не общаться с ними вовсе: не вступать в переговоры и сразу класть трубку!
МО МВД России по ЗАТО г. Радужный.