Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Радужный, 1 квартал, д.55
Адрес здания администрации
radugn@avo.ru
Электронная почта

Факторы риска зависимого поведения. Причины, по которым дети и подростки начинают употреблять алкоголь, наркотики и другие токсические вещества

Факторы риска зависимого поведения. Причины, по которым дети и подростки начинают употреблять алкоголь, наркотики и другие токсические вещества

Анализ прокурорской практики по противодействию распространению наркотиков в молодежной и подростковой среде, показывает, что только во взаимодействии с семьей, положительно решаются вопросы профилактики наркомании. Исследование медицинского(клинического) психолога Высшей категории ГБУЗВООНД Шалимовой Н.А. по теме « Факторы риска зависимого поведения «заслуживают в этом направлении пристального внимания родителей.

Причин, по которым дети и подростки начинают употреблять алкоголь, наркотики я другие токсические вещества, много, к сожалению, многие проблемы и причины имеют истоки и корни в семье. Поэтому родителям важно знать и понимать механизмы формирования зависимого поведения, в их силах уменьшить воздействие факторов риска. Формирование зависимого поведения является комплексной проблемой, в основе, которой лежит целый ряд биологических, социальных факторов, психологических особенностей личности.

Первыми из факторов являются - биологические факторы. К    ним    относятся:    течение    беременности    иродов (физические, психологические травмы, тяжёлые интоксикации матери во время беременности); наследственная отягощённость в отношении, как психических заболеваний, алкоголизма и наркомании, перенесённые во время родов и первые месяцы жизни ребёнком черепно-мозговые травмы. Физическое   и   психическое   здоровье   ребёнка   закладывается   во время беременности.

В период беременности между матерью и ребенком устанавливается теснейшая физическая и психоэмоциональная связь, вредное воздействие на организм матери и ее психику токсических веществ, а так же наркотиков и алкоголя приводит к рождению ребенка с различными видами уродств и отклонениями в психике.

Многочисленные опыты с животными доказывают, что незначительные изменения артериального давления, содержание сахара, солей, белков в крови беременных подопытных животных, отражается на задержке в развитии главным образом головного мозга плода.

Влияние вредных веществ на организм новорожденного снижает его адаптивные ресурсы, ребенок более склонен к болезням, в том числе нервным и психическим.

Алкоголизм будущей матери или отца ассоциируется с врожденными физическими или психическими отклонениями ребенка. Наркологи говорят о зависимости между степенью тяжести алкоголизма у родителей и тяжестью врожденных дефектов у ребёнка. Таким образом, мы делаем вывод, что асоциальное поведение будущих родителей приносит вред не только их психическому и физическому здоровью, обуславливает личностную деградацию, но и влияет на развитие еще не родившегося ребенка.
Перенесённые     во   время родов   и первые месяцы жизни травмы, могут
способствовать различным нарушениям, впоследствии вызвать целый ряд расстройств ( повышенную возбудимость и беспокойство ребёнка, или повышенную утомляемость, истощаемость, впоследствии привести к эмоциональным расстройствам, расстройствам познавательной сферы (памяти, внимания, мышления), а в будущем к проблемам успеваемости и нарушению адаптации (приспособления в окружающей среде). Таким образом, к биологическим факторам начинают присоединяться социальные; и психологические.

К социальным факторам риска, относится развитие ребёнка в неполной, социально неблагополучной семье, деформированной, т.е. с отчимом, или мачехой. В этих семьях чаще всего нарушен воспитательный процесс, часто встречается жестокое обращение, безнадзорность, отсутствие чётких норм поведения, гипоопека (все в работе и других Делах, так устаём и мало времени уделяем ребёнку), очень часто гиперопека, когда мы своему чадо ни упасть, ни чихнуть не даём.

Иногда в социально благополучных семьях, в которых есть и мама и папа, присутствует такой; феномен как эмоциональное отвержение, то есть положительная эмоциональная связь, любовь подменяется хорошим, безупречным уходом. Родители заняты своими проблемами, холодны к ребёнку.

Мать и отец не дают ему ласки и тепла, защищённости. В дальнейшем не найдя любви, поддержки в семье он будет искать её на улице, примет то, что она ему даст.

Растёт малыш, растут проблемы. К семейным проблемам присоединяется влияние социальной среды: окружения, средств массовой информации, рекламы.

Нарушения в любой сфере биологической, социальной, влекут за собой изменения индивидуально- психологических особенностей ребёнка, мешают его развитию. Мы имеем непослушного, легко возбудимого, как считают родители капризного ребёнка. Ребёнок становится агрессивным или тревожным, у него могут быть страхи, нарушения его эмоциональной сферы проявляются изменением поведения. Постоянное напряжение, которое испытывает ребёнок, приводит к истощению и утомлению нервной системы, снижению защитных механизмов организма. Снижаются адаптивные способности ребёнка, он не так успешен среди сверстников, таким образом, повышается чувствительность к патогенным влияниям социального и биологического порядка, и складывается благоприятная среда для начала употребления ПАВ.

Давайте посмотрим, какие факторы риска преобладают на разных этапах развития ребёнка. Дошкольный возраст.

В эти годы ребёнок приобретает то, что с ним остаётся надолго, определяет его последующее его развитие. К возрасту 3-4 года укрепляется эмоциональная саморегуляция, 4-5 лет нравственная саморегуляция, 6 лет формируются деловые личностные качества ребёнка. Именно в этом возрасте появляется самосознание, осваиваются нравственные первичные нормы, усваиваются правила человеческого поведения. Источником моральных представлений детей являются взрослые, этот опыт передаётся в процессе общения, наблюдения, и подражания. Дети не только учатся выполнять нормы, но и внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними, следовали этим правилам и нормам. На этом этапе требуется помощь в обучении удовлетворения своих потребностей, дети нуждаются в постоянном внимании родителей, общении с ними. Факторами риска на этом этапе являются: физические, эмоциональные перегрузки, страхи, тревожность. Младший школьный возраст.

Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым, подчинение и подражание им, особенно учителям. Вы и сами замечали, очень часто ребёнок в разговоре произносит фразу: «А Анна Ивановна (первая учительница) сказала, что...» Дети полностью признают авторитет взрослого, безоговорочно принимают его оценки, характеризуя себя, повторяют, что о нём говорит взрослый. Важное личностное образование, закрепляющееся в этом возрасте - самооценка. Она зависит от характера оценок, даваемых взрослым, его успехом в различных видах деятельности. Доверительность и открытость к внешним воздействиям, послушание и исполнительность создают хорошие условия для воспитания, но требуют от взрослого большой ответственности, внимательного контроля за своими действиями и суждениями.; Если взрослые мало поощряют детей за их успехи, больше наказывают за неудачи, формируется мотив избегания неуспеха, низкая самооценка, растёт тревожность, страхи. Таким образом, увеличиваются факторы риска, к биологическим и социальным присоединяются психологические, мы взрослые сами принимаем в этом участие. Подростковый возраст.

Подростковый возраст не случайно слывет «трудным». Этот период перехода от детства к взрослому состоянию, когда происходят значительные изменения в физиологической, эмоционально-личностной, психологической сферах человека. В этом возрасте развивается самосознание, возникают новые формы поведения, меняются особенности мышления.

Для подросткового возраста характерна смена деятельности. На передний план выходит уже не учеба, а общение со сверстниками. Но, к сожалению, у многих подростков оказываются сформированными социальные навыки. Потребность в общении сталкивается с элементарным неумением общаться: слушать другого человека, поддерживать разговор, реагировать на критику и критично оценивать действия других людей. Авторитет родителей уменьшается.

Взросление нередко сопровождается целым рядом специфических подростковых реакций - протест против родителей, вызов против запретов и давления родителей, группирования со сверстниками, реакцией подражания, развитием «хобби» и т.д. Растёт влияние сверстников, взрослые теряет авторитет.

К факторам риска прибавляется:


-    психическая и социальная незрелость,
-    эмоциональная неустойчивость, напряжённость,
-    неадекватная самооценка, низкий самоконтроль,
-    инфантильность, избыточная зависимость от других,
-    наличие признаков резкого изменения характера, не свойственные данному ребёнку в период физического взросления,
-    низкая устойчивость к стрессам и психическим перегрузкам, непереносимость
конфликтов,
-нарушения эмоциональной - волевой сферы.
В совокупности особенности подросткового возраста приводят к тому, что этот возраст может оказаться периодом риска для начала употребления алкоголя, наркотиков, развития других форм отклоняющего поведения.

Первое   употребление   алкоголя   и   наркотиков   часто происходит именно    в   подростковом   возрасте.   Несовершеннолетние начинают экспериментировать с токсическими веществами:
•    нередко из любопытства,
•    в компании, из желания «доказать свою взрослость», «быть как все»,
•    протестная реакция против родителей, попытка привлечь даже таким способом к себе внимание родителей
•    Низкой самооценки, неуверенности в себе, неумение противостоять жизненным трудностям, рекламе, давлению сверстников
•    Нарушения   эмоциональной   сферы:   тревожность, внутреннее
напряжение, депрессии, страхи, чувство одиночества и ненужности на сегодняшний день являются ведущими причинами начала употребления.

Так как во многом причины начала употребления алкоголя и наркотических веществ лежат в социально-психологических особенностях подросткового возраста, то и профилактика этих явлений должна быть направлена на оказание помощи подростку, развитие у него определенных социально-психологических навыков, развитие личности, привитие здорового жизненного стиля.

Если в семье присутствуют традиции здорового жизненного уклада, ценится взаимопонимание, взаимное уважение и учитываются интересы всех членов семьи, трудности любого возраста, в том числе и подросткового, семья сможет преодолеть.

Уважаемые родители, если у ребёнка возникли проблемы, вы чувствуете, что сами с ними не справляетесь, обращайтесь к специалистам, будьте готовы к совместному сотрудничеству.


Информация предоставлена Владимирской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.



            			

            			


			        
Голосование по оценке населением эффективности деятельности руководителей ОМС
Госуслуги
Федеральная налоговая служба
Планировка территории